НАШИ РЕЦЕНЗИИ / РЕКЛАМА

CorelDRAW Graphics Suite X4 PL
Июнь 2008

Мировая глобализация не могла не затронуть рынок допечатной подготовки — фактически на нём остались только три компании, остальные поглощены крупными конкурентами. Хотя мнения в профессиональной среде о CorelDRAW весьма различные, в странах бывшего СНГ и Восточной Европы пакет крайне популярен.

По оценкам одного из популярных онлайн-ресурсов для иллюстраторов, его предпочитают три четверти пользователей, присылающих свои работы! Многие имеют 10-, а порой и 15-летний опыт работы с ним. Неудивительно, ведь для CorelDRAW характерны самый широкий набор инструментов, профессиональный уровень большинства функций, высокая скорость отрисовки…

Увы, программа не поддерживает платформу Mac OS, есть претензии к технической реализации отдельных моментов, особенно на стадии вывода. Впрочем, многие приверженцы продукта к этому давно адаптировались: например, конечный результат открывают в Illustrator, из которого и создают финальный EPS. Так получают файл промышленного качества и обходят одно из нередких ограничений в техтребованиях издательств и типографий по приёму файлов с расширением cdr.

А теперь посмотрим, что нового приготовили создатели версии Х4 пакета CorelDRAW Graphics Suite (мы тестировали англоязычную версию, локализованная должна появиться в апреле). Основных новшеств немного, но они вполне весомы и оправдывают полноценный релиз.

В пакет по-прежнему входят CorelDRAW, PHOTO-PAINT, PowerTRACE и CAPTURE. Две последние очень удачны, поэтому особых изменений не претерпели — большинство нововведений, как и следовало ожидать, в векторном редакторе. По словам разработчиков, их более 50-ти, мы остановимся на наиболее интересных. Выделить одно направление, получившее приоритетный статус развития, проблематично, поэтому начнём по порядку.

CorelDRAW. Организация интерфейса — постоянная головная боль создателей всех программных продуктов. Наращиваемая от версии к версии функциональность затрудняет создание универсальных управляющих панелей, в которых были бы собраны все инструменты. Поэтому глобальные ревизии способов доступа к основным функциям редки. На этот раз изменениям подверглось начальное окно запуска: теперь в нём отображается не только список ранее использованных документов, но и даётся их предварительный просмотр. Там же можно открыть любую заготовку из поставляемых в комплекте и использовать в качестве отправной точки в процессе творчества.

Более интересны изменения, повышающие эффективность работы в программе. Долгое время разработчики не успевали за пожеланиями пользователей, но, когда нумерация версий перевалила за десяток, ситуация изменилась. Привлечь внимание к очередным версиям ПО всё сложнее — началась настоящая охота за интересными находками. Например, работа с текстом для векторного редактора должна быть отлажена до блеска, поэтому здесь разработчики особенно разворотливы. Неудивительно, что новшества, появившиеся в Microsoft Word 2007, с минимальной задержкой перекочевали в CorelDRAW. Речь идёт о предпросмотре результата форматирования текста без применения самого форматирования (изменение кегля, шрифта, начертания): достаточно подвести курсор к элементу управления, и программа воспринимает это как нажатие на него.

Ещё одно полезное новшество при работе с текстом касается облегчения идентификации шрифта по его растровой версии. Такая задача встречается часто: когда на руках есть только распечатка или текст превращён в растровое изображение, а в него нужно внести изменения. Традиционно для этого использовался лишь один способ — перебор всех имеющихся шрифтов и их начертаний. Относительно недавно у него появилась более производительная альтернатива в лице сервиса WhatTheFont. Смысл её в том, чтобы зайти на одноимённый сайт и загрузить туда в пригодном для определения качестве несколько символов шрифта (4–10 в зависимости от разрешения), гарнитуру которого нужно распознать. Анализатор сайта после обработки выдавал соответствия, найденные в своей базе данных. Шрифты определяются в подавляющем большинстве случаев вполне корректно, а при спорных моментах можно обратиться к общающимся на этом ресурсе пользователям и уточнить ответ. Теперь же для владельцев пакета CorelDRAW процедура максимально автоматизирована — все преимущества быстрой идентификации шрифта по его растровой версии налицо.

Но довольно о заимствованиях со стороны, тем более разработчикам есть чем похвастаться. Хорошо известна возможность CorelDRAW располагать в одном документе несколько страниц: на них могут быть размещены варианты одной работы, либо страницы можно использовать по прямому назначению — например, при создании многостраничной брошюры. Хорошо, кабы не одно «но»: слои были общими для всех страниц, возникала путаница. В новой версии страницы стали полностью автономными: теперь каждая имеет собственные, независимые слои (преимущества применения мастер-страниц сохранены — их элементы дублируются на всех страницах).

В нынешней версии ликвидировано ещё одно узкое место в процессе переноса исходных материалов в сам макет. Возьмём, к примеру, перенос таблиц из офисных документов — пакеты вёрстки уже давно обзавелись соответствующими механизмами. Только векторные редакторы до сих пор оставались в стороне от прогресса. Приходилось пользоваться системным буфером (clipboard), после чего предстояла работа по восстановлению цветов — творческой её никак не назовёшь. Мне приятно (а начинал я именно с CorelDRAW), что и в этом случае, как и во многих-многих других, слава первопроходца принадлежит Corel. В новой версии внедрён механизм импорта таблиц в документы. Насколько это облегчает жизнь, лишний раз говорить не надо: теперь таблицы стали равноценным объектом, могут иметь своё форматирование и все прочие прелести, знакомые по офисным и издательским продуктам.

Ячейки могут иметь любой поддерживаемый программой тип заливки; доступно удобное, как в офисных пакетах, управление толщиной и типом окантовок. Разумеется, размеры столбцов со строками можно менять непосредственно на экране, предусмотрено и упрощённое выделение всей строки или столбца. Не забыто и равномерное распределение ячеек по ширине и высоте, что в совокупности даёт удобства, привычные по специализированным пакетам вёрстки.

Таблицы можно создавать с нуля в самом редакторе либо преобразовывать из импортированного текста — способ зависит от качества подготовки исходных материалов. Возможна и обратная операция — конвертирование таблицы в текст. Как всегда, разработчики выложились на 100% и предусмотрели даже вставку иллюстраций в ячейки, которые ведут себя при этом как встроенные (in-line) объекты; в случае переполнения ячейки её границы обводятся красным пунктиром. Следуя общепринятой именитыми производителями ПО практике, последнюю функцию можно было приберечь, скажем, до следующего релиза, но нет — я вижу в этом похвальное проявление духа инноваций Corel.

Однако не всё гладко. Проверка импорта таблиц, созданных в Word, дала неоднозначные результаты. Некоторое форматирование сохранилось (например, слияние ячеек по горизонтали), а вот слияние по вертикали почему-то игнорировалось. Странным оказалось восприятие цветов, назначенных в офисном пакете. К счастью, чёрный RGB-цвет был корректно преобразован в CMYK как чистый чёрный (0/0/0/100).

Нельзя обойти вниманием другой конёк CorelDRAW — уйму поддерживаемых форматов импорта/экспорта. Новая версия обогатилась всеми современными версиями — Microsoft Word 2007, Adobe Illustrator Creative Suite 3, Adobe Photoshop CS3, PDF 1.7 (Adobe Acrobat 8). Но, как и ранее, есть несколько ограничений. Во-первых, перед импортом созданных в Creative Suite документов необходимо убедиться, что в них выключена компрессия — иначе не открыть. Во-вторых, при открытии PSD-документов CorelDRAW не видит ни эффектов (layer styles), ни корректирующих слоёв (adjustment layers) — импортируются лишь голые слои. Это резко снижает ценность такого импорта: ну не разбивать же эффекты на слои — ведь при этом пропадёт возможность их последующей коррекции!

Отдельного рассмотрения заслуживает решение вопроса предсказуемости цвета при выводе макета из CorelDRAW — независимо от того, где макет был выполнен изначально. По заверениям разработчиков, встроенный в нынешнюю версию механизм синхронизации цветопередачи корректно работает с приложениями Office и модулем управления цветом от Adobe, но описанный эксперимент с импортом таблицы, созданной в Word, даёт повод в этом усомниться.

Однозначного одобрения заслуживает обновление векторной библиотеки: теперь на компакт-дисках ранее не издававшееся содержимое занимает более 40%, что будет очень кстати.

PHOTO-PAINT. Нововведений в растровом редакторе не так уж много по сравнению с векторным, но и они по-своему интересны. Теперь при редактировании тоновых кривых (Tone Curve) можно держать изображение под абсолютным контролем. Как и в Photoshop, гистограмма автоматически отображает все изменения распределения тонов в цветовых каналах, что помогает избежать потери элементов в крайних областях диапазона. Появились и три новых корректирующих фильтра (Lens): Gradient Map, Black and White и Channel Mixer. Пользователям Photoshop они хорошо знакомы и позволяют перевести все цвета в изображении в пользовательскую цветовую палитру (Gradient Map), управлять конвертацией изображения в чёрно-белый вариант (Black and White) и передавать цветовую информацию из одних каналов в другие (Channel Mixer).

Перевод изображения в определённую палитру — часто используемая операция. Но в отличие от того же Photoshop, регулировка степени прозрачности в конкретном диапазоне не предусмотрена — только задание определённого цвета. Не продумано масштабирование диапазона: впрочем, операция используется значительно реже, поэтому большинство пользователей обрадуются появлению самой возможности перевода изображения в заданную палитру.

Channel Mixer — точная копия аналогичного эффекта в Photoshop: полностью весь набор настроек и возможностей. Приятно выделяется в сравнении с более именитым редактором конвертация изображения в ч/б вариант — на суд пользователя предоставлено столько настроек, что возможно добиться любого эффекта, вплоть до имитации результата операции Hue/Saturation.

Ещё одно новшество: программа позволяет легко выравнивать (Straighten) неровно сосканированные изображения; конечно, это не новинка — подобное умеют многие утилиты для просмотра.

Новшество, адресованное профессиональным фотографам (точнее, серьёзно занимающимся фотографией): программа распознаёт обширный ряд RAW-форматов от различных производителей камер, что позволяет достигать максимального качества снимка.

Таким образом, новейшая версия PHOTO-PAINT уже мало в чём уступает Photoshop, вот только сравнивать их по количеству пользователей не приходится.

Заключение. В новой версии редактор сохранил реноме новатора, но, как и ранее, новинки следует использовать осторожно — в них могут встречаться досадные казусы. Жаль, что в отношении надёжности кардинальных изменений не случилось.

Что касается конечного пользователя, то новое детище фирмы Corel я советую и начинающим и профессионалам с чистым сердцем. У пакета уже есть многочисленная армия почитателей, хорошо знакомых с его функционалом и научившихся обходить известные подводные камни. У продукта есть отличные перспективы и на других рынках. Он подойдёт иллюстраторам, для решения задач оперативной цифровой полиграфии, офисных, образовательных и даже домашних. Везде, где требуется что-то нарисовать в векторе (или векторизовать скан с помощью очень мощного PowerTRACE), а затем разместить в онлайн или сразу вывести на печать, CorelDRAW ни в чём не уступит конкурентам.

Цена полного пакета CorelDRAW Graphics Suite X4 PL составляет около 1700 злотых брутто. Цена обновления до версии Х4 около 900 зл.


Константин ВЛАДИМИРОВ